Из статьи Вы узнаете, чьи именины проходят в июле, поймёте, как назвать детей, рождённых в этом месяце, а также найдёте список Православных праздников июля.
Блок: 1/3 | Кол-во символов: 157
Источник: https://www.pravmir.ru/imeniny-iyulya/
Содержание
- 1 Как определить день именин
- 2 Имена по церковному календарю — выбираем имя для девочки
- 3 Именины и День Ангела
- 4 Церковные православные праздники в июле
- 5 Почитание и подражание своему святому покровителю
- 6 Выбор имени для младенца по святцам
- 7 Имена в честь Ангелов
- 8 Как правильно выбрать имя ребенку
- 9 Подводя итоги
- 10 Как встретить именины
- 11 Что дарить на именины
- 12 Молитва своему святому
- 13 Святоотеческие высказывания о именинах
- 14 История и символика празднования именин
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1132
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Это интересно: Именины 21 октября — мужские и женские: у кого День Ангела в этот день
Имена по церковному календарю — выбираем имя для девочки
Имена по церковному календарю для девочек – один из вариантов выбора имени для ребенка. Кто из родителей не мучился с выбором имени для новорожденной дочери?
Кто-то интересовался мнением у членов семьи, близких родственников, друзей, просто знакомых. Кто-то, с появлением интернета и социальных сетей, пытается найти подходящее имя на различных форумах.
Но не смотря на множество советчиков, чьё мнение зачастую бывает противоположным, одним из важных советников в подборе имени для ребенка уже много веков был и остается церковный календарь, который называют именословом (святцами).
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 652
Источник: https://starway555.ru/imena-po-cerkovnomu-kalendaryu-dlya-devochek/
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Блок: 3/11 | Кол-во символов: 443
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Имена по церковному календарю для девочек – выбираем имя осознанно
Если родители верующие люди, то с большой вероятностью они выберут имя для девочки именно по церковному календарю. И даже логические доводы их оппонентов в том, что какой-либо святой в своё время совершал не самые благовидные поступки, либо имя этого святого современные психологи трактуют как имя неуравновешенного человека – такие доводы верующими людьми отметаются.
Потому что они верят, что, дав имя святого своему ребенку, тем самым они дают ему защиту на всю жизнь. Они надеются, они верят, что этот святой будет помогать их ребенку и в здоровье, и в учебе, и в карьере, и в личной жизни, даст благополучие, долголетие и укрепит род.
Поэтому логика – это одно, вера – совсем другое. Иногда логика и вера делают противоположный выбор. И только когда ребенок становится взрослым человеком, когда он становится способным анализировать свою жизнь – в этом случае он будет иметь возможность оставить имя, данное ему при рождении, или сменить его.
Люди, обладающие аналитическим складом ума, способны проанализировать события в своей жизни, увязать эти события с датой своего рождения, проанализировать свой личный гороскоп, провести анализ своего имени, опираясь на все возможные источники (психологическую характеристику имени, диагностику имени, нумерологию и др.).
И благодаря полученным знаниям, могут сделать правильный вывод: насколько им подходит имя, выбранное по церковному календарю, которое дали родители при рождении, или стоит выбрать наиболее подходящее имя, которое может изменить жизнь в лучшую сторону.
В любом случае, пока ребенок маленький, за него всё решают родители. И ребенку повезет, если имя, выбранное по церковному календарю, будет хорошим по своим характеристикам, по программам, и это имя будет помогать в жизни.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1805
Источник: https://starway555.ru/imena-po-cerkovnomu-kalendaryu-dlya-devochek/
Церковные православные праздники в июле
Июль богат на дни памяти особо чтимых святых. 7 июля празднуется Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – пророка-пустынника, проповедавшего покаяние и сподобившегося крестить в водах Иордана самого Иисуса Христа.
8 июля – день памяти благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, муромских чудотворцев, почитающихся покровителями брака и семьи.
В июле вспоминают сразу нескольких святых врачей-бессребренников: Кира и Иоанна 11 июля, Косму и Дамиана – 14 июля. 11 июля также отмечается память преподобных Сергия и Германа – основателей Валаамского монастыря.
12 июля – окончание Петровского поста, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, называемых так за особо ревностное распространение Христовой веры.
А на следующий день, 13 июля, церковь отмечает Собор 12 апостолов – первых учеников Христа.
17 июля – день памяти царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, которые в этот день 1918 года были расстреляны в Екатеринбурге.
18 июля – день мученической кончины преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В этот же день отмечается память преподобного Сергия, игумена Радонежского. 18 июля 1422 г. его нетленные мощи были обретены во время строительства храма во имя Живоначальной Троицы.
Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара
Именины июля
24 июля – день памяти равноапостольной великой княгини Ольги, во крещении Елены, первой христианской правительницы Киевской Руси.
Именины июля
28 июля церковь вспоминает внука Ольги, равноапостольного великого князя Владимира, во крещении Василия, который принес Русской земле свет Православия.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1891
Источник: https://www.pravmir.ru/imeniny-iyulya/
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
- Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
- Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
- В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2544
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Это интересно: Именины 11 сентября — мужские и женские: у кого День Ангела в этот день
Выбор имени для младенца по святцам
На каждый день года приходятся имена одного или нескольких людей, чествуемых в христианском мире за заслуги или доблести, проявленные в разные периоды двухвековой церковной истории. Ранее имя младенцу мужского или женского пола выбирались родителями по дню, в который он родился.
Священнослужитель, совершающий обряд крещения, тоже мог выбрать имя для ребенка по святцам. Сейчас, когда имя ребенку выбирается произвольно, исключительно по пристрастиям родителей, именинами или днем ангела, может быть дата, в которую чествуют небесного покровителя.
Если дать малышу новообразованное или экзотическое имя, по церковному календарю у него не будет именин, поскольку такого святого или ангела в православных святцах не найдется:
- именины празднуются в день рождения, если имя малышу дано по имени святого, в день которого он родился;
- имена даются и по тезоименитству, в этом случае приемлемы варианты, указанные в Святцах на 8 день после появления нового человека на свет;
- можно было давать имя и из списка, который приходится на 40-й день после рождения – на Руси было принято проводить в это время обряд крещения.
Раньше у человека часто совпадал день тезоименитства и день ангела, поскольку крестины проводились на 8 день. Сейчас такие совпадения стали редкими, поскольку имя выбирается произвольно.
Именины в этом случае можно отмечать в ближайший от дня рождения день памяти православного святого, имя которого он получил случайно. Если же в святцах нет такого имени (это не редкость и в прошлом веке, и в нынешнем, и в 2020 году, значит, подбирается имя, указанное в святцах, в день рождения ребенка, более всего созвучное мирскому).
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1710
Источник: https://www.kleo.ru/items/house/imenini-v-iule-2020.shtml
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 278
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Как правильно выбрать имя ребенку
Есть специально составленные перечни, по алфавиту, или по датам появления на свет. В седьмом месяце 220 года такой список имен для девочек и мальчиков четко указывается на каждый июльский день, и можно увидеть некоторые добавления:
- 2 числа – Роза;
- 3 июля – Аврора;
- 4 июля – Берта;
- 18 июля – Камилла;
- 23 июля – Эмма;
- 24 июля – Констанция.
Так можно справляться по любому из месяцев календарного года. Июль – не исключение по количеству имен, хотя в нем и празднуются дни ангела для 116 имен, но некоторые из них встречаются редко или незаслуженно забыты.
В последнее время в России ярко проявилась тенденция национального возрождения, возврата к церковнославянским вариантам или к именам, образованным из истинно русских корней.
Выбор имени по церковному календарю подскажет интересные варианты, а заодно может вызвать живой интерес к знаковым периодам церковной истории, прихода славянского народа от язычества к собственной христианской вере — Православию. Народные традиции, обряды, праздники сохранились во многом благодаря гуманности церковных и светских властей.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1132Источник: https://www.kleo.ru/items/house/imenini-v-iule-2020.shtml
Подводя итоги
- Имя новорожденному можно выбрать по святцам, и это прекрасная традиция.
- Имена посвящаются святым и ангелам, которые будут покровительствовать младенцы.
- Такая тенденция снова стала проявляться в современных реалиях.
- Это одновременно дань народным традициям и церковным канонам.
- Есть несколько дней, по которым девочке или мальчику можно выбрать имя.
Не хотите видеть ? авторизуйтесь
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 443
Источник: https://www.kleo.ru/items/house/imenini-v-iule-2020.shtml
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Блок: 7/11 | Кол-во символов: 638
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Блок: 8/11 | Кол-во символов: 439
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Рекомендуем молитвы ко святым.
Блок: 9/11 | Кол-во символов: 843
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2302
Источник: https://azbyka.ru/imeniny
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Блок: 11/11 | Кол-во символов: 14907
Источник: https://azbyka.ru/imeninyКол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 32701
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://azbyka.ru/imeniny: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 23526 (72%)
- https://www.kleo.ru/items/house/imenini-v-iule-2020.shtml: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4670 (14%)
- https://starway555.ru/imena-po-cerkovnomu-kalendaryu-dlya-devochek/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2457 (8%)
- https://www.pravmir.ru/imeniny-iyulya/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2048 (6%)
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Именины Ксении — дни поминовения по церк…Именины 22 июля — мужские и женские: у к…Именины 3 июля — мужские и женские: у ко…Именины 10 декабря — мужские и женские:…