День ангела Глеба по церковному календарю православных и католических святцев: познаем подробно

Мужское имя Глеб издавна используется у трех народов: славян, скандинавов и немцев. Если верить славянской версии, то имя означает основание чего-то и произошло от слова глыба. Скандинавы считают, что Глеб – это человек, находящийся под защитой и покровительством бога. У немцев мужчина с именем Глеб – это любимец богов.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 322
Источник: https://pravednik.info/imeniny-gleba-po-pravoslavnomu-cerkovnomu-kalendaryu.html

Содержание

Ближайшие именины Глеба

15 маяГлеб (в крещении Давид), страстотерпец, князьБлок: 2/7 | Кол-во символов: 74
Источник: https://my-calend.ru/name-days/gleb

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1132
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

Календарь, когда по церковному календарю именины Глеба

Святые с именем Глеб почитаются 5 раз.

  • 15 мая — Глеб (в крещении Давид), страстотерпец, князь;
  • 3 июля — Глеб Владимирский, князь;
  • 19 июля — Глеб Всеволодович, князь;
  • 6 августа — Глеб (в крещении Давид), страстотерпец, князь;
  • 18 сентября — Глеб (в крещении Давид), страстотерпец, князь;

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 348
Источник: https://www.astromeridian.ru/imya/imeniny_Gleba.html

День Ангела Глеба по церковному календарю

В церковном календаре значатся 6 дат, 3 из которых дни памяти одного и того же князя. Рассмотрим каждый из дней и каждую из личностей:

  • 15 мая, 6 августа, 18 сентября — Именины мученика-страстотерпца князя Глеба (при крещении Давида)

Именно князья Глеб и Борис (братья) стали первыми канонизированными в Русской и Константинопольской церкви, т. е. были официально признаны людьми, наиболее близкими к Богу.  С глубокого детства почитали Бога, обогащались знаниями Святого Писания, были благочестивы и преданы цели совершать поступки равные подвигу угодников Божиих. По характеру милостивые, сердечные, они двигались по жизненному пути так, как предсказывали православные каноны и не сомневались в верности решений. Считаются чудотворцами-целителями, покровителями русской земли. Святополк, избегавший соперничества по владению Киевом, убил Бориса и намеревался убить Глеба, что получилось сделать с помощью его повара 5 сентября 1015 года.

  • 3 Июля –Именины князя Глеба Владимирского

Сын Андрея Боголюбского, пример благочестия. Человек очень строгий к соблюдению заветов православия, посвятивший всю жизнь духовному возвышению, строил храмы, занимался благотворительностью, чтил всем сердцем священнослужителей, соблюдал пост. Он являлся тем самым непорочным деятелем, чьи действия намеренно не пересекались с греховными почестями.  Его искренняя святость, отсутствие двойных стандартов и преданная вера моментально устраняли противников и расчищали жизненный путь от мнимых преград.

  • 19 Июля – Именины князя Глеба Всеволодовича

Дед Глеба Всеволодовича- Владимир Мономах.  Что интересно: Глеб участвовал в походе к Каневу для охраны  русских купцов; хоть и на словах, но придерживался стороны волынского князя Мстислава Изяславича в борьбе за Киев, самостоятельно участие принять не смог, кроме того,  участвовал в походе киевского князя Всеволода Олеговича на город Галич. Предполагаемое место княжения- Волковыск.

  • 23 Сентября – Именины иерея Глеба Апухтина (1885-1937)

По происхождению крестьянин.  Был посвящен  во иерея к церкви села Боровое  Воронежской области, однако еще за долго до этого напрямую был связан со службой, являлся диаконом.  Был осужден за неуплату налогов, приговорен к ссылке в Западную Сибирь. После назначен настоятелем Троицкой церкви. За антисоциалистическую агитацию был осужден уже во второй раз и отправлен в ссылку. В тюрьме ему приходилось не менее сложно, ведь  человеческого общения с людьми он так и не добился, напротив же- его принуждали к участию в слежке за заключенными, а при его отказе запросто могли оклеветать.  За отказ работать и за агитацию уже среди заключенных был осужден в третий раз. В конце концов, Глебу Апухтину был выдвинут приговор к расстрелу.  23 сентября 1937 года расстрелян в изоляторе 3-его отделения. После его причислили к ряду страстотерпцев.

Все эти люди по разным причинам достойны того, чтобы ныне живущие их любили, почитали до скончания веков, использовали как пример самого высокого идола и через их судьбу искали путь ко спасению и распространяли свет и добро.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3077
Источник: https://1001molitva.ru/imeniny/gleba.html

Значение имени Глеб

У разных народов значение имени Глеб трактуется по-разному. В Скандинавии считалось, что мальчик, названный Глебом, будет всегда находиться под защитой богов. Мальчика-скандинава звали Готлиб, что в переводе означает «любимец богов».

У древних германцем имя пишется Gottlieb. Оно состоит из двух слов: «got» и «lieb». На русский язык они переводятся как «бог» и «любовь». В буквальном смысле народ понимал значение имени Глеб так же, как у скандинавов: «любимец богов».

У древнего славянского народа имеется два слова, близких по звучанию к имени Глеб. Слово «глоба» переводится на русский язык как «жердь». Второе слово «глеба» означает «земля» или «почва».

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 679
Источник: https://pravednik.info/imeniny-gleba-po-pravoslavnomu-cerkovnomu-kalendaryu.html

Характеристика именинника Глеба:

Значение неясно (ср. слова «глыба» (пласт, земля) и «глоба» (жердь); в латинском языке близкое к «глобус»). В древнегерманском языке – защищаемый Богом. Глеб с виду угрюм. Скромный, порядочный, уважаемый в коллективе человек. Хороший руководитель. С подчиненными в меру строг, достаточно объективен; то есть в его коллективе созданы нормальные деловые отношения. Именины Глеба осенью, весной и летом.

Предпочитает заниматься конкретным делом, а не строить «воздушные замки». Поэтому семья Глеба всегда очень хорошо обеспечена материально. Домашними делами не занимается. Право командовать этой сферой предоставляет жене. Глеб всегда и полностью разделяет во всем ее мнение, а также выполняет все ее поручения. По характеру Глеб лабильный, скромный, угрюмый, усидчивый, раздражительный…

Очень сексуален. Поэтому ревнует свою жену, особенно экспрессивную. Сам же он всегда верен ей. Любит своих детей, воспитывает их в строгости, благочестии. В детстве часто болеет респираторными (простудными) заболеваниями. Много читает, размышляет, фантазируя о своем будущем. При встречах с девушками осыпает их комплиментами. Однако писем им никогда не пишет. Предпочитает все и всем говорить лично, глядя в глаза.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1243
Источник: https://www.astromeridian.ru/imya/imeniny_Gleba.html

Характеристика имени Глеб

Мужчина с именем Глеб чаще бывает угрюмым человеком. Обладает скромностью, порядочностью, его любят и ценят в любом коллективе. Может быть хорошим справедливым руководителем. В целом это надежный ответственный мужчина, на которого можно положиться.

Здоровье

Состояние здоровья у Глеба обычно бывает в норме. Проблемы появляются чаще в зрелом возрасте. Особое внимание Глебу стоит обращать на суставы и желудочно-кишечный тракт. Мужчинам, проводящим много времени за компьютером, стоит следить за ухудшением зрения.

Любовь и семейные отношения

Холостой Глеб за счет своей надежности и основательности пользуется повышенным вниманием у противоположного пола, но при этом старается избегать чрезмерного общения с женщинами. Он присматривается к девушкам, и стремиться найти ту единственную, которая предназначена ему.

Когда он считает, что перед ним его суженая, он без стеснения признается ей в любви и остается верным ей одной. Он готов терпеть любые капризы, считая это позволительной женской слабостью. Единственное, чего не прощает Глеб – это измена. Уличив свою женщину в неверности, он сразу же разрывает отношения.

Семья для Глеба стоит на первом месте. Он сделает все возможное, чтобы в доме была «полная чаша». Любит детей, но старается воспитывать их в строгости. Ведение домашних дел Глеб полностью доверяет супруге. Свою жену старается любить и уважать, от нее требует взамен быть не только хорошей матерью и женой, но и товарищем, с которым можно поговорить.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1495
Источник: https://pravednik.info/imeniny-gleba-po-pravoslavnomu-cerkovnomu-kalendaryu.html

Поздравления Глеба с именинами

  • Глеб, с именинами! Радости море
    Желаю тебе! Чтоб дела пошли в гору,
    Чтоб бизнес крепчал и развивался,
    А ты рисковать никогда не боялся.

    Партнеров надежных желаю тебе,
    Чтоб был победителем в честной борьбе.
    Чтоб все, что имеешь, еще приумножил,
    Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил.

  • Дорогой Глеб!
    Твоя целеустремленность увлекает за собой. Ты заражаешь окружающих своим энтузиазмом. Не боишься строить смелые планы и воплощать их в жизнь. Мы восхищаемся тобой и желаем, чтобы ты всегда был таким же энергичным и деятельным. С именинами тебя, Глеб!

Читать все поздравления (6)

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 612
Источник: https://my-calend.ru/name-days/gleb

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2544
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

Что подарить на именины

Емкость для святой воды. Емкость для святой воды будет служить отличным аксессуаром для уголка с иконами и заменит стеклянную банку.

Именная термокружка. Термокружка с именем владельца станет отличным презентом для мужчины, который часто бывает в командировках, путешествиях и длительных поездках.

Нож сомелье. Любитель вина оценит полученный в подарок нож сомелье. Этот предмет отлично впишется в домашний бар, станет полезным предметом в путешествии.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 473
Источник: https://my-calend.ru/name-days/gleb

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 278
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 638
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 439
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2302
Источник: https://azbyka.ru/imeniny

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

   Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

    Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

   После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
     Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

   Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
     В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
     В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

    В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

    Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

   У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:   Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

    Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

   Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

    Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

     Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
     С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

    Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

    Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 14907
Источник: https://azbyka.ru/imeninyКол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 39090
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://my-calend.ru/name-days/gleb: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 1159 (3%)
  2. https://www.astromeridian.ru/imya/imeniny_Gleba.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2766 (7%)
  3. https://ya-mag.ru/imeniny/den-angela-gleba-po-cerkovnomu-kalendarju/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1799 (5%)
  4. https://pravednik.info/imeniny-gleba-po-pravoslavnomu-cerkovnomu-kalendaryu.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2496 (6%)
  5. https://1001molitva.ru/imeniny/gleba.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 7201 (18%)
  6. https://azbyka.ru/imeniny: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 22883 (59%)
  7. https://zovut.com/cerkovnyy-kalendar-imenin-svyatcy/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 786 (2%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Читайте также:

Именины 29 ноября — мужские и женские: у…Именины Ксении — дни поминовения по церк…Именины 22 июля — мужские и женские: у к…Именины 3 июля — мужские и женские: у ко…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика