Голос — органичная часть вашего образа, он участвует в его создании не меньше, чем одежда или прическа. Отсюда очевидно, что работа над голосом неразрывно связана с ра­ботой над образом в целом. Сильный благозвучный голос -— неотъемлемая составляющая харизмы. И снова мы возвра­щаемся к тому, что естественное искреннее проявление наших чувств через голос повышает наше влияние и нашу запоминаемость в сознании других людей. Артисты, певцы и ораторы специально тренируют свой голос и так создают нужный им образ себя. Так почему бы и вам этого не сделать? Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, чётким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.

Одно из условий слышимости голоса – его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.

Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса – это изменения по высоте тонального уровня.

Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свойственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.

Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.

Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр – окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.







Наша задача – помочь разработать голос так, чтобы он был подвижным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сделать его выносливым. Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой «бег» на длинную дистанцию.

Пояснения: воспитать, поставить голос – означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим голосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.

1). рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы принимают форму, приближающуюся к форме буквы «О» (для лучшею использования резонирующих полостей лицевого костяка, при котором собранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие близлежащие резонаторы);

2). язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);

3). нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята (этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в качестве резонатора);

4). глотка слегка расширена (как при начале зевка; слегка расширенное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного характера звучания, являющегося как раз следствием сжатости и напряжённости глотки);

5). гортань опущена (опускание гортани связано с расширением глотки, не требующим специально направленного внимания и самостоятельного движения, так как эти два момента связаны друг с другом от природы);

6). грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха (однако лёгкие не должны быть переполнены воздухом).







Все эти положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению, называются основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении, так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное естественное прохождение из гортани к резонаторам.

С помощью резонаторов можно изменять тембр голоса. Резонаторы – это полости, способные создавать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка, придаточные полости носа являются резонаторами. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие – на низкие.

Резонаторы служат усилителями голоса. Звуковая волна, рождённая вибрацией голосовых связок, распространяясь, попадает в нижние грудные (трахею и бронхи) резонаторы и приобретает низкое грудное дыхание. Попадая в верхние головные резонаторы (глотку, полости рта и носа), звуки формируются окончательно.

Упражнение 1

Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки – на грудь. Скажите что-нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в области груди.

Теперь положите одну руку на горло, а другую – под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а-ааа» и определите, есть ли вибрация в груди.

Есть только три звука, которые произносятся гнусаво и могут проходить через нос: «М», «Н» и сочетание «HP». Если вы скажете: «мама мыла Маню» или «пинг-понг», то услышите начальный резонанс. Все прочие звуки не должны проходить через нос. Вы не должны чувствовать вибрацию в носу.

Если вы скажете «чух-чух», вибрация должна быть в груди и в горле.

При произнесении слова «ура» резонанс должен ощущаться в груди.

Упражнение 2  Учимся говорить сексуальным голосом

 

Мы уже научились определять, откуда исходит голос. В разных ситуациях мы говорим различными частями тела.  Сейчас мы закрепим этот навык и научимся разговаривать самым завораживающим и  приятным для мужского слуха голосом.

 Сконцентрируйтесь на вашем носу и представьте, что голос исходит оттуда. Скажите несколько раз слово «Привет». Почувствуйте тон голоса.

  1. Теперь сконцентрируйтесь на горле. Представьте, что голос исходит оттуда. Скажите несколько раз слово «Привет». Почувствуйте разницу в тоне голоса.
  2. Сконцентрируйтесь на груди, сделайте вдох и и представьте, что голос исходит оттуда. Скажите несколько раз слово «Привет». Почувствуйте тон голоса. На этот раз вы почувствуете что ваш голос будет звучать иначе более глубоко и богато. Почувствуйте вибрацтю в груди.
  3. Теперь сконцентрируйтесь на точке, расположенной на два дюйма ниже пупка. Представьте, что голос исходит оттуда. Скажите несколько раз слово «Привет». Почувствуйте разницу в тоне голоса. Почувствуйте вибрацтю в этой точке.

 При правильном выполнении упражнения вы уже почувствовали, что получился очень сексуальный голос. Этот глубокий голос сразу же приковывает к вам внимание собеседника и очаровывает его.

 Усвоение «основного положения» речевого аппарата – лишь предварительная ступень к дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, то есть к развитию его силы, звучности, объёма и гибкости нельзя, не проверив предварительно самое звучание, его правильную устремлённость и правильное резонирование. Это необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звуком, не напрягая связок, а, исходя из «основного положения», направлять звук легко и непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк). Для этой цели рекомендуется первоначально пользоваться сонорными согласными (м, н, л), создающими наиболее естественные условия для резонирования звука в силу того, что они образуются ближе всего к резонирующим полостям.







Упражнение 2

  1. Приняв «основное положение» голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и разомкнутых челюстях (как при сдержанном зевке), нужно протяжно произнести сначала один лишь звук «М – МММ», который должен быть донесён до близлежащих резонаторов при абсолютном отсутствии напряжения горла.

Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную для выполняющего упражнение, нужно предложить ему повторить несколько раз звук «М», закрепив в конце концов наиболее свободное его звучание. Контроль педагога в таком случае очень важен.

  1. Проверка правильного направления звука не ограничивается произнесением одних лишь согласных. Если вы уверены в положительном результате первого упражнения, следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком «М». Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколько удлиненным звуком «М» в начале и в конце:

мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм

(звук «М» в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных, которого всегда следует опасаться при подаче звука. Поэтому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).

Пояснения: для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить таблицу нараспев на какой-либо одной ноте. Как речевое, так и напевное упражнения должны быть произнесены негромко, почти вполголоса, так как в начале занятий бывают ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует помнить, что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя.

Все гласные звуки должны быть «собранными» и направленными в резонирующие полости.

Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения речевым способом.

Тренинг голоса

Начнем, пожалуй, с благозвучности. Благозвучный го­лос — это такой голос, который не режет слух другим лю­дям. Он звучит чисто, объемно и приятно для всех, кто его слышит. А секрет благозвучности заключается в том, что из­даваемый человеком звук не встречает никакого сопротивле­ния в самом человеке. Это как хорошо настроенный музы­кальный инструмент. Звук такого инструмента чист и при­ятен на слух.







Благозвучность можно натренировать.

Упражнение. Тренировка благозвучности голоса. Самый простой способ начать делать свой голос благозвучным — это хо­рошенько прокричаться. Постарайтесь найти свой предел звуча­ния—это лучший способ снять напряжение в голосе. А регуляр­ные распевки отлично тренируют голосовые связки.

Пение, специальные актерские тренинги для голоса и разви­тие голосовых резонаторов—это целый мир, погружаясь в кото­рый, мы заново открываем для себя мир собственного голоса.

Кроме развития благозвучности особое внимание следует уде­лить интонациям, которые звучат в нашем голосе. Надо отметить, что интонации являются очень важным каналом передачи эмоций от че­ловека к человеку. Тончайшие интонационные оттенки могут сыграть решающую роль в том, как на вас будут реагировать другие люди.

В тренировке интонационного влияния вам поможет образ, бла­годаря которому вы сможете менять и сохранять собственные ин­тонации в голосе.

Подберите для себя образ известного вам человека или жи­вотного и начните что-нибудь говорить от имени этого образа. Вы сразу заметите, как изменились ваши интонации. Правильно по­добранный образ обязательно создаст у слушающего вас чело­века нужное впечатление о вас. Например, разговаривая от име­ни слона, можно произвести на всех впечатление солидного и доб­рого человека, а если вы заговорите от имени муравья, вас будут воспринимать как настойчивую и подвижную личность. В голосе того, кто разговаривает от имени клоуна, слышны нотки сарказ­ма, а тот, кто говорит от имени сказочного Иванушки-дурачка, про­изводит впечатление простоватого и искреннего человека.

В общем, вы уже поняли, умение управлять своими интона­циями—это очень важный элемент харизмы!

Голосовые режимы

Можно выделить три основных голосовых режима. Пер­вый рефлекторно вызывает у тех, кто вас слышит, беспреко­словное повиновение. Его чаще всего применяют военные для обеспечения порядка в армии, а также дрессировщики, работающие с дикими животными или опасными для че­ловека бойцовыми собаками. Однако в гражданской жизни использовать этот тон нужно крайне осторожно — только в самых критических ситуациях, когда ясно, что все дру­гие способы убеждения в данный момент нецелесообразны. Помните: всегда лучше, чтобы человек, делающий что-то по вашему приказу, думал, что он сам это придумал и принял решение так поступить.

Второй голосовой режим — это глубокий проникновен­ный тон, приблизительно такой, каким Дон Жуан соблаз­нял очередную свою жертву. Он вызывает у собеседника рефлекторное доверие — эту реакцию вы увидите сразу же, как только перейдете на такой тон. Имейте, однако, в виду тот факт, что именно доверие, а не, к примеру, ненависть или половое влечение обычно сразу же проверяется логи­кой. Человек, на которого вы воздействуете, может спро­сить себя: «Чего это я вдруг так проникся к нему дове­рием?» Поэтому, используя этот прием, не перестарайтесь. А еще лучше в этот момент говорите собеседнику что-







 Голосовые режимы

Третий голосовой режим характеризуется тихим, немно­го срывающимся голосом. Он то затихает, то опять возника­ет в сознании вашей «мишени», но всегда как бы стремится увести вас куда-то подальше от той ситуации, в которой вы находитесь. Используется этот режим главным образом для того, чтобы заставить собеседника прислушаться к говоря­щему, вызвать в нем дополнительный интерес, а также для того, чтобы стимулировать в собеседнике чувство вины или неуверенности в собственных действиях.

Упражнение. Использование голосовых режимов. Расскажи­те партнеру один и тот же анекдот в разных голосовых режимах (это проверка себя). Потом повторите этот опыт с другими людьми. Вы легко сможете заметить, что даже самый смешной анекдот будет восприниматься по-разному, если вы озвучиваете его разными го­лосовыми режимами. Например, рассказывая анекдот в первом го­лосовом режиме, можно заметить, что человек слегка испугано, но вежливо улыбается нам в ответ. Если этот же анекдот рассказать во втором режиме, мы можем столкнуться с реакцией недопонимания либо бурного веселья с оттенком недопонимания. А третий голосо­вой режим, скорее всего, даст эффект заинтересованности и пони­мания нашего юмора.

Выводы очевидны: использование голосовых режимов может

создать нужное впечатление и о самом ораторе, и о теме, кото­рую он озвучивает.

Имейте в виду, что попытка воздействия на человека од­ним только голосом, безотносительно того, что вы ему гово­рите, не имеет ничего общего с теми навыками, которые прак­тикует Школа ДЭИР. Ваши интонации должны быть неотде­лимы от того, что вы говорите собеседнику, и вообще от всей вашей речи. Важна не просто интонация, а весь строй речи — то, как вы используете богатство языка, на котором говорите. Когда-то во всех школах был такой обязательный предмет,

как риторика. Людей еще в школе учили правильно выра­жать свои мысли и делать это в соответствии с законами язы­ка и теми правилами построения речи, которые в главных чертах были сформулированы еще Аристотелем и потом со­вершенствовались на всем протяжении развития риторики как дисциплины. К сожалению, теперь такого предмета в школах нет, и многие люди не способны внятно выразить свою мысль, выстроить систему доказательства и привести аргументы. Тем важнее вам научиться этому теперь.

Речь многих людей засорена словами-паразитами, ни­чего не значащими выражениями и пустыми конструкция­ми. Пресловутые «э-э-э» в паузах между словами также от­нюдь не способствуют убедительности и доверительности речи. Между тем человек, речь которого свободна от всего этого мусора, вызывает в собеседнике понимание, доверие и желание вникнуть в его проблему, помочь решить бес­покоящий его вопрос. Поэтому так важно говорить за­конченными ясными предложениями, к месту употреблять цитаты, умело пользоваться специальными терминами и в целом расширять свой словарный запас.

Иосиф Бродский, когда на встрече в американском уни­верситете его попросили дать общий совет студентам, посо­ветовал им каждый день читать несколько словарных статей из толкового словаря. Этот совет и для нас не теряет своей ак­туальности. Также для формирования навыков пользования родным языком очень полезно изучать языки иностранные. Известно, что билингвальные люди, то есть те, кто с детст­ва говорит на двух языках и более, добиваются большего ус­пеха в жизни и их речь более богата и интересна. Не говоря уже о том, что иностранные языки абсолютно необходимы в современном мире, в котором государственные границы имеют все меньшее значение .

Упражнение

Тренинг речи

Тренируемые аспекты: устранение слов-паразитов, от­четливость речи, недоговорки, паузы, умные слова, убежден­ность, индукция, мгновенные ответы, позитив.

— Слова-паразиты убираются из речи благодаря регулярно­му использованию третьего голосового режима (см. упражнения для голоса).

— Отчетливость в произношении тренируется при помощи из­вестных нам скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова» и т. д.).

— Недоговорки и паузы в речи позволяют слушателям сохра­нять устойчивый интерес к оратору. Они создают условия для бо­лее активного включения слушающего в чувственную и идейную сторону описываемого оратором образа.

— «Умные» слова в речи необходимы для формирования в соб­ственной харизме сегмента интеллектуального и эрудированного человека. Но использовать такие слова без понимания их смысла опасно. Поэтому наиболее правильный подход при воспитании лич­ностной харизмы—это обязательное интеллектуальное развитие ее носителя (одним словом, учиться, учиться и учиться).

— Убедительная речь всегда логически обоснована и эмоциональ­на. Такой речи тоже надо учиться. Убежденность в наших словах про­является только тогда, когда мы посвящаем их своей собственной ис­тинной цели. Облекая свою цель в словесную форму, используя при этом цыганский гипноз (о котором поговорим позже) и проявляя ис­кренность, мы действительно становимся очень убедительными.

— Словесная индукция чаще всего строится на манипулирова­нии такими понятиями в сознании других людей, как ХОРОШО и ПЛОХО. Такая индукция, как правило, деструктивно влияет на ин­дивидуальную картину мира индуцируемого. Поэтому использовать индукцию (если вы решили к ней прибегнуть) следует, исходя из зо­лотого врачебного принципа «Не навреди!». Например, сказанные невзначай фразы: «У тебя же вся аура черная!» или «Не будешь ты богатым никогда!» — могут надолго запомниться собеседнику и в дальнейшем перейти в фобию. А такая фраза, как: «Все есть лю­бовь и больше ничего не надо!» — может привести человека к со­стоянию абсолютного бездействия и паразитического образа жиз­ни. Чтобы избежать разрушительной индукции на психику окружаю­щих вас людей постарайтесь понять, что то, что ХОРОШО для вас, не всегда ХОРОШО для других. И то, что ПЛОХО для вас, не всегда ПЛОХО для других. Если придерживаться этого понимания, то ваша речь станет некатегоричной для окружающих и очень удобной для установления коммуникативного контакта с кем угодно.

— Мгновенные ответы даже на самые безобидные вопросы формируют самое благоприятное впечатление об отвечающем. Такой человек воспринимается как искренний, честный и умный. Для тренировки мгновенных ответов можно порекомендовать про­стую формулу: описывайте словами те свои чувства, которые у вас возникают, когда вам задают вопрос. Например: «Я смущен вашим вопросом», «Мне бы хотелось ответить на ваш вопрос позже», «Спасибо за ваш вопрос», «Я благодарен вам за то, что вы меня об этом спросили» и т. д.

— Позитив при разговоре харизматичной личности абсолютно необходим. Человек, который жалуется на свою жизнь, ругает или обвиняет других и вообще описывает как все вокруг в плохом свете, с каждым негативным словом теряет свою собственную харизму. Для воспитания харизмы научитесь видеть и говорить о позитивных сторонах своей жизни и жизни других людей.

Домашнее задание

Вернитесь к упражнению «Выработка сексуального голоса». Оно является наиважнейшим в данной теме. Проделайте упражнение по пунктам с 1-го по 4-й, записывая свой голос на диктофон, проговаривая при этом (для примера) фразу «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня просто без ума». Можете выбрать и другую. Главное, чтобы она была не очень короткой и вы смогли при прослушивании проанализировать свой голос и ответить на вопросы домашнего задания:

1). Прослушайте запись, когда вы говорили «из носа». Напишите ваши ощущения от этого голоса, показался ли он вам привлекательным.  В каких ситуациях вы говорите таким голосом?

2). Прослушайте запись, когда вы говорили «из горла». Напишите, что вы ощущали при этом в области горла, ваше впечатление от этого голоса, насколько он привлекателен? В какой ситуации  уместен такой голос? Проанализируйте, что именно из перечисленного выражает этот голос: страх, опасность, возбуждение, радость, спокойствие?

3).  Проанализируйте запись, когда вы говорили «из груди». Ваши ощущения в теле? Насколько сильный резонанс и глубина у такого голоса.  В какой ситуации  из перечисленных уместен такой голос: публичное выступление, дружеский разговор с приятелем,  разговор родителей с маленьким ребенком?

4).  Проанализируйте запись, когда вы говорили из точки, расположенной на 5 см ниже пупка. Почувствовали ли резонанс в этой точке? Опишите какой получился голос (низкий, высокий, глубокий или резкий).  Насколько вам нравится то, что у вас получилось? Видна ли разница. Попробуйте проговорить длинный текст этим голосом. Тренируйте сексуальный голос, разговаривайте с мужчинами таким голосом и отмечайте их реакцию и изменение отношения к вам. Опишите ваши впечатления и результаты выработки данного голоса и применения его в повседневной жизни. Попробуйте его применять при разговоре с продавцами консультантами мужчинами, в иных ситуациях, и вы увидите истинную магию своего голоса и что он способен. Но, естественно не стоит попадать в нелепые ситуации и переигрывать или придя на работу резко начать разговаривать сексуальным голосом с коллегами, когда они привыкли к другому вашему голосу.

 
Смотрите видео «Секреты привлекательности и магнетизма: Магия голоса»



Если Вы хотите сохранить к себе данный материал, нажмите на одну из кнопок ниже:


Введите свой e-mail и получайте на почту все самые последние выпуски Блога:


 








Секреты привлекательности и магнетизма: Магия голоса

Комментарии: